Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Подготовка ребёнка к детскому саду и школе

04.12.2018
23186
0
Подготовка ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение должна начинаться с первых дней его жизни, так как поступление в детский коллектив всегда сопровождается определёнными психологическими трудностями.

Ребёнку при поступлении в дошкольное учреждение (ДДУ) приходится привыкать к новой обстановке, незнакомым людям, новому режиму дня.

Многие научные исследования показали, что социальная адаптация ребёнка происходит значительно легче, если его готовили к поступлению в ДДУ. Такая подготовка осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, медицинской сестрой «кабинета здорового ребёнка» (КЗР) и состоит из двух направлений: специальная подготовка и общая.

Общая подготовка включает в себя систематическое профилактическое наблюдение для обеспечение нормального физического и нервно-психического развития.

Специальная же подготовка состоит из следующих мероприятий:

  • тематические беседы с родителями по вопросам подготовки ребёнка к поступлению в ДДУ;
  • диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, проведение лабораторных исследований за 2-3- месяца до поступления;
  • осмотр врачами-специалистами;
  • оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов последней диспансеризации.

При подготовке ребёнка к поступлению в ДДУ врач составляет предварительный план подготовки. В форме N°112/у в листе уточнённых диагнозов ставится отметка о начале подготовки ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение. Не менее, чем за 2-3 мес. до поступления проводится углублённый медицинский осмотр с участием специалистов: хирурга, ортопеда, оториноларинголога, офтальмолога, дерматолога, психолога, логопеда, невролога. Обязательно проводят исследование крови, мочи, исследование кала на наличие глистной инвазии, соскобы на яйца остриц.

После осмотра специалистами и получения результатов лабораторных исследований, врач-педиатр оформляет заключение в медицинскую карту 026/у-2000, где указывает клинический диагноз, оценивает физическое и нервно-психическое развитие, устанавливает группу здоровья и группу для занятий физкультурой, указывает данные о профпрививках, данные аллергологического анамнеза, данные о контактах с инфекционными больными. Данная индивидуальная карта хранится затем в учреждении, которое посещает ребёнок.

Также перед поступление в дошкольное учреждение ребёнок вместе с родителями направляется в КЗР, где медицинская сестра даёт родителям памятку для подготовки ребёнка к поступлению в ДДУ; также здесь родители получают информацию об организации жизни ребёнка в дошкольном учреждении.

Медсестра КЗР обучает мать методике закаливания, специальному комплексу массажа и гимнастики для повышения антистрессовой готовности сосудистой системы ребёнка. Также матери необходимо объяснить, что домашний режим нужно постараться максимально приблизить к режиму дошкольного учреждения, активно приучать малыша к общению с другими детьми, воспитывать у ребёнка гигиенические навыки.

Работа врача по определению готовности ребёнка к школе проводится в 2 этапа и включает в себя оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций. Первое обследование ребёнка проводится осенью того года, в котором ребёнок пойдет в школу. Ребёнка осматривают: врач-педиатр, специалисты: хирург, ортопед, офтальмолог, оториноларинголог, дерматолог, психоневролог, стоматолог, педагог-психолог, логопед.

Повторный осмотр осуществляется перед поступлением в школу (в апреле-мае) теми же специалистами, оценивается состояние здоровья ребёнка, его функциональная готовность к школе. Затем врач-педиатр оформляет заключение, где указывает клинический диагноз, оценивает физическое и нервно-психическое развитие, определяет группу здоровья, группу для занятий физкультурой, даёт медико-педагогическое заключение о готовности к обучению, а также даёт родителям рекомендации по оздоровлению, режиму дня, режиму питания будущего школьника.


Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к посещению детского сада

  1. Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
  2. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
  3. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
  4. Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
  5. Обязательно поговорите с ребёнком о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
  6. Предупредите малыша о том, что могут быть трудности из-за того, что в садике деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
  7. Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
  8. Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
  9. Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
  10. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.
  11. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.
  12. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.
  13. Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания своему ребёнку дома.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к посещению школьного учреждения

Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.

Нужна ли ребёнку помощь родителей при подготовке к школе? Конечно, ведь каждый нуждается в поддержке близких, тем более в таком ответственном событии. Рассказы о школе, о том, как и чему учат, какими правами и обязанностями обладают школьники, помогают детям настроиться на учебный процесс.

Задача взрослых – создать у ребёнка положительный настрой на школу.

Что могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:

  1. Читайте ребёнку книги, беседуйте о прочитанном.
  2. Отвечайте на вопросы ребёнка и задавайте их сами. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
  3. Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму.
  4. Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку).
  5. Подготовьте дома рабочее место школьника.
  6. Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
  7. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.
  8. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
  9. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  10. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
  11. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
  12. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  13. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  14. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
  15. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

Чего делать не стоит:

  1. Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками).
  2. Формировать отрицательное отношение к школе.
  3. Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.
  4. Не следует пугать ребёнка трудностями и неудачами в школе.

Главное, что могут и должны делать родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае, даже маленьких успехов, поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него).

 


Портрет успешного первоклассника:

  • имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности;
  • умеет контролировать свои эмоции и поведение;
  • готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • имеет желание идти в школу, что вызвано учебными мотивами.

К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители: быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно.

Автор: зав. отделением ОМПДПОУ Сазанова Э.Г.