Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Профилактика головной боли у детей

05.03.2018
28511
0
Головная боль — это частая жалоба в детском и подростковом возрасте, обычно доброкачественная и не обусловлена опасными заболеваниями, но в некоторых случаях она может быть симптомом тяжёлого внутричерепного поражения.

Бытует мнение о том, что у детей периодически может болеть голова, что связано с «переходным возрастом», а потому не требует специального внимания. В данном утверждении верным может быть только то, что пик встречаемости головных болей приходится на «переходный возраст». Появление жа­лоб на них свидетельствует не о том, что ребёнок растёт, а о том, что в процессе возрастной перестройки организма его функционально-адаптационные системы не справляются с возросшей учебной на­грузкой, возможно не всегда оправданной, в том числе из-за завы­шенных требований к ребёнку со стороны родителей и педагогов. Следовательно, ребёнок нуждается в плановой помощи, в основе ко­торой находится реорганизация режима дня, оптимизация нагрузок, при необходимости – проведение курсов медикаментозной терапии.

С другой стороны, интенсивный характер головной боли и её сочетание с другими симптомами (тошнота, рвота, бледность, сонливость и пр.) нередко вызывают чрезмерные опасения.

Источником головной боли могут быть самые различные отделы головы, которые иннервируются волокнами, идущими в составе некоторых черепных нервов, также появление болей может быть связано с патологией глаз, ушей, пазух носа, крупных артерий, синусов, надкостницы, кожи, мышц.

Согласно классификации МКБ-10 выделяют 14 вариантов головной боли, которые объединены в 3 класса:

  1. Первичные головные боли (мигрень, головная боль напряжения, пучковая головная боль).
  2. Вторичные головные боли, которые являются следствием какого то заболевания.
  3. Головные боли, которые нет возможности определить в конкретную группу.

Также выделяют острую, острую повторяющуюся, хроническую прогрессирующую, хроническую не прогрессирующую головную боль:

  • острая головная боль – однократная, интенсивная, впервые возникшая;
  • острая повторяющаяся – возникает периодически и характеризуется наличием – «светлых» промежутков;
  • хроническая прогрессирующая – нарастание болей с течением времени;
  • хроническая непрогрессирующая – одинаковая интенсивность, встречается ежедневно или несколько раз в неделю.

Ввиду множества причин головной боли родителям необходимо быть внимательным к жалобам ребёнка и вовремя обратится к специалисту.

В большинстве случаев головные боли у детей и подростков име­ют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз, своев­ременно и правильно назначена терапия.

Диагностический поиск источника боли весьма обширный. Начинают со сбора анамнеза и жалоб. Учитывается наличие травм, инфекций, сопутствующей патологии. Уточняется локализация, интенсивность, длительность приступов, психическое состояние ребёнка, наличие  дополнительных симптомов, таких как: тошнота, рвота, недомогание, болезненность мышц, слезотечение, насморк. Следует обратить внимание на то, какие медикаментозные препараты получал или получает ребёнок по поводу других заболеваний (так так головная боль может быть побочной реакцией на лекарство). Необходимо обратить внимание на режим дня и занятия ребёнка (игры на компьютере, в планшете, большая нагрузка в школе, просмотр телевизора).

Для исключения симптоматического характера головной боли назначается общий анализ крови, общий анализ мочи, измерение температуры тела, измерение артериального давления в динамике, исследование глазного дна. Также офтальмологическое обследование проводится с целью оценки состояния остроты зрения, для исключения спазма аккомодации. Зрительное утомление вызывает рефлекторный спазм мышц скальпа и головную боль (возникает при злоупотреблении компьютерными играми и просмотра телевизора). Требуется осмотр ЛОР-органов.

Особое внимание необходимо уделить психическому состоянию ребёнка. Так как в развитии головной боли напряжения страхи, депрессия, тревоги имеют большое значение, и лечение будет направлено на коррекцию именно этих проблем.

Из инструментальных методов обследования назначается ультразвуковая допплерография (УЗДГ сосудов головы и шеи), КТ или МРТ головного мозга, ЭЭГ (с целью диагностики эпилептических приступов, скрывающихся под маской головной боли), рентгенография шейного отдела позвоночника с функциональными пробами. Эти методы обследования назначаются по определённым показаниям, после осмотра врачом.

Необходимо немедленно вызвать скорую помощь или доставить ребёнка в больницу, если родители обнаружат любой из ниже перечисленных симптомов, сопровождающих головную боль:

  • необычное поведение (возбудимость или вялость);
  • невозможность разбудить ребёнка;
  • нарастающая или не уменьшающаяся головная боль после приема обезболивающих средств;
  • нарастающая сонливость;
  • тошнота или рвота;
  • судороги;
  • слабость, онемение руки или ноги;
  • один зрачок больше, чем другой.

Частые пропуски ребёнком школьных занятий и ограничение его активности по причине головных болей могут приводить к отстава­нию от программы обучения, отрицательно сказываться на его психо­логическом состоянии и взаимоотношениях со сверстниками. Между тем, применение наряду с лекарственной терапией доступных профи­лактических мер, таких как регулярный приём пищи, избегание деги­дратации, переутомления, перевозбуждения и ряда других факторов, способно предотвращать определённые формы головной боли.


По вопросам, связанным с головной болью у вашего ребёнка вы можете проконсультироваться

с врачами-неврологами:
Юрковой Татьяной Николаевной,
Кахутиной Светланой Олеговной,

врачом функциональной диагностики
Бурдыгой Маргаритой Александровной
 

Автор: врач-невролог Юркова Т. Н., врач-невролог Кахутина С. О.