«Я убит подо Ржевом»
В нём, как в зеркале, судьба сотен тысяч советских бойцов – участников Ржевской битвы. В их числе был дедушка Игоря Задоя — Василий Никитьевич Скомбричий. Сорокалетний комбайнер из села Тюп Иссык-Кульской области Киргизской ССР был призван в армию в сентябре 1941 года.
Последнюю весточку с фронта семья рядового Василия Скомбричего получила в сентябре 1942 года. Письмо пришло из окрестностей Ржева. Оно написано из окопа. О солдатском житье-бытье, тяжёлых боях, о том, как безостановочно осколки летят со всех сторон, и как хорошо защищает каска.
«Бабушка всю жизнь бережно хранила пожелтевший бумажный треугольник. Много раз перечитывала его своим пятерым детям. Четверо хорошо помнили отца. А моя мама не видела его никогда. Он ушёл на фронт незадолго до её рождения», — рассказывает Игорь Задоя.
А чуть позже пришла похоронка. Василий Никитьевич Скомбричий пал смертью храбрых и захоронен в братской могиле под Ржевом.
«Последнее письмо деда нам очень дорого. Его перед смертью бабушка передала своей младшей дочери — моей маме, той самой, которая так никогда и не видела своего отца. Теперь это реликвия семей внуков фронтовика. Мы с братом долго искали более подробную информацию о Василии Никитьевиче. Данные были очень неполными. И только на портале «Память народа» мы нашли нужные сведения», — говорит Игорь Задоя.
Все документы объединены в альбом, в котором рассказывается о Василии Никитьевиче Скомбричем — рядовом-герое, отдавшем жизнь за Родину. Не осталось даже фотографий, но память жива:
«Его помнят внуки. Теперь многое узнали правнуки. Они будут рассказывать о нём и своим детям. Выберем время и обязательно все вместе съездим к мемориалу Советскому солдату под Ржевом. Это наш долг».